Дислалия у детей — симптомы, методика обследования, лечение

Дислалией называют нарушения, а также разнообразные дефекты неправильного произношения звуков, причем чаще всего данную проблему выявляют у детей дошкольного возраста, а именно, от 3 до 7 лет включительно. Дислалию необходимо лечить и корректировать при проявлении первых симптомов. Как же это сделать? Ответ на этот и многие другие вопросы вы сможете найти в нашей статье.

Основные виды дислалии

Существует несколько основных видов дислалии. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Мономорфный тип

Мономорфную дислалию также называют простой. При данном нарушении ребенок не выговаривает или произносит неправильно менее 3-4 звуков из группы свистящих «с-з-ц» или шипящих «ж-ш-ч».

Полиморфный тип

Полиморфная или сложная дислалия обычно проявляется неправильным произношением 5 и более звуков, относящихся к группе свистящих «ш-щ-ч» и сонорных «с-р-л».

Физиологический тип

Физиологическая или возрастая дислалия выражается в нарушении произношения некоторых звуков. Она обычно проходит до 5 лет. Возрастной тип дислалии проявляется по причине недостаточного развития артикуляционных органов и считается вполне нормальным этапом становления речевого аппарата.

Функциональный тип

Диагноз функциональная дислалия ставится тем детям, у которых отсутствуют какие-либо патологии, связанные с нарушениями работы центральной нервной системы и речевого аппарата, но присутствует основная симптоматика дислалии. Функциональная форма подразделяется на два подвида, а именно:

    Моторный тип. Данная разновидность дислалии обуславливается нейромолекулярными сдвигами, при которых затруднена двигательная функция губ, щек, языка и других артикуляционных органов.
    Сенсорный тип. Такая дислалия чаще всего проявляется нейродинамическими потрясениями в области темени, которая несет ответственность за восприятие звуков. Сенсорная дислалия встречается реже остальных видов, но при постоянных занятиях ее достаточно легко исправить.

Органический тип

Органическая или механическая дислалия возникает при наличии каких-либо органических дефектов речевого аппарата ребенка. Например, это могут быть: укороченная языковая уздечка, неправильный прикус, утолщенный язык, высокое нёбо, из-за которых малышу трудно произносить правильно и четко некоторые звуки.

дислалия — дефект речи

Разновидность фонетических дефектов при дислалии

Деформацию звуков разделяют на несколько видов, каждый из которых имеет свое название. Давайте рассмотрим их более детально:

    ламбдацизм — неправильное произношение звуков «л» и «ль»;
    ротацизм — искажение «р» и «рь»;
    сигматизм — нарушение многих шипящих и свистящих звуков: «ж», «ш», «с», «сь»;
    йотацизм — малышу трудно выговорить букву «й»;
    хитизм — ребенок не может произнести «х» и «хь»;
    каппацизм — деформация звука «к» и «кь».

Причины возникновения

Дислалия может возникнуть по нескольким причинам. К ним можно отнести:

    неправильное речевое воспитание, то есть некоторые родители достаточно долгое время «сюсюкают» малыша, говорят искаженные слова, например, «ти мой холесинький» или «утипути», за счет чего ребенок запоминает некорректные фразы, и в дальнейшем у него формируется неверное представление о произношении;
    недостаточное количество времени и занятий, которые уделяются ребенку со стороны родителей;
    недоразвитость фонематической разновидности слуха, то есть, малышу очень трудно различать звуки друг от друга, он их путает и смешивает;
    нарушение слуха;
    умственную задержку развития;
    возрастной фактор или физиологическую незрелость до 4-5 лет;
    билингвистическую семью, в которой родители говорят на двух разных языках;
    соматические заболевания различной этиологии, за счет чего у ребенка присутствует физическая ослабленность.

Симптомы проявления заболевания

Как и у многих других физиологических отклонений, у дислалии присутствует ряд определенных симптомов, по которым специалист может определить уровень сложности и стадию развития данной проблемы. Сюда можно отнести:

    систематические пропуски некоторых звуков в определенных словах;
    замену одного звука другим;
    смещение (малыш правильно произносит какой-либо звук отдельно, но при произношении слова целиком ошибается или путается);
    искаженность, которая заключается в использовании выдуманных звуков, отсутствующих в родном языке ребенка.

Методика обследования

При первых признаках дислалии или подозрении на нее необходимо обратиться к логопеду. Врач начнет обследование с диагностики, в которую входит опрос мамы о протекании беременности, заболеваниях, перенесенных ребенком, об уровне психомоторного и речевого развития малыша. Затем логопед проводит некоторые исследования на изучение строения и физиологического состояния органов артикуляционного аппарата, пользуясь визуальным осмотром и специальными тестовыми упражнениями. Специалист должен составить диагностическую карту, в которой будут указаны результаты обследования ребенка и выводы о возможном диагнозе, а именно — дислалии. В случае утверждения наличия механической дислалии, логопед направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к ортодонту, стоматологу и челюстно-лицевому хирургу.

задержка развития интеллекта — одна из причин дислалии

Способы лечения

Лечение дислалии достаточно длительный и трудоемкий процесс, на который уйдет большое количество времени, также все будет зависеть от стадии данного речевого нарушения. Существует множество различных методов и упражнений, которые помогут вашему ребенку научиться четко и правильно говорить. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.

Коррекционные меры

Коррекция дислалии проводится логопедом в несколько этапов, а именно:

    подготовка;
    формирование первичных навыков;
    заключительный этап.

Далее мы рассмотрим каждый этап по отдельности более детально.

Этап подготовки

На этом этапе логопед устанавливает доверительные отношения с ребенком путем различных игр, бесед и упражнений. Затем проводятся занятия на развитие слуховой памяти, внимательности и фонематического восприятия внешних звуков. Также педагог занимается формированием артикуляционной базы малыша.

Этап формирования первичных навыков

Формирование первичных навыков произношения подразумевает следующее:

    постановка какого-либо звука на основе ранее проведенных исследований;
    автоматизация этого звука, которая проводится при помощи слогов, слов и предложений;
    дифференциация данного звука (проводится в качестве закрепления полученного навыка).

Заключительный этап

Заключительный этап подразумевает формирование коммуникативных навыков, то есть умение ребенком употреблять исправленный звук в ситуациях при общении с другими людьми, а также контроль собственной речи.

Упражнения

Для «борьбы» с дислалией применяются достаточно простые, но очень эффективные упражнения, о которых мы поговорим далее.

Улыбка

Во время выполнения данного упражнения логопед просит ребенка широко улыбнуться и «сжать заборчиком» зубы. Держать полость рта в таком положении необходимо не менее 15 секунд.

Дудочка

Малыш должен плотно сжать зубки, а губы вытянуть «дудочкой» вперед, слегка выдувая воздух. Упражнение проводится в течение 10 секунд и повторяется несколько раз подряд для закрепления.

Чередование

Логопед просит ребенка поочередно выполнить упражнение «Дудочка» на счет «раз» и «Улыбка» на счет «два». Проводится не менее 15-ти повторений.

Воронка

Педагог предлагает малышу разомкнуть зубы и, следуя счету, выполнить следующее: на счет «раз» губы вытягиваются «дудочкой», на счет «два» втягиваются внутрь ротовой полости, подворачивая их под зубы. Делается не менее 10-ти повторений.

Литавр

Для выполнения данного упражнения ребенок должен немного завернуть губы в полость рта, слегка пошлепать ими друг о друга, при этом может быть слышен громкий хлопающий звук. Повторить упражнение следует 10-15 раз.

Фыркающая лошадка

Малышу предлагается расслабить губы, попробовать ими фыркнуть, как лошадка. Повторить упражнение «Фыркающая лошадка» следует не менее 15 раз.

Рот на замок

Для правильного выполнения этого задания ребенку необходимо сжать крепко зубы и двигать из стороны в сторону нижней губой. Повторяем упражнение 5-10 раз.

Прятки

Логопед просит пациента спрятать нижнюю губу под верхние передние зубы. Удерживать такое положение челюсти необходимо 5-10 секунд.

Надутые щечки

При выполнении этого задания ребенок сильно смыкает губки, затем он надувает щеки и, прихлопывая их кулаками, медленно выдувает из них скопившийся воздух. Повторить упражнение требуется не менее 10 раз.

Надутые губки

Малыша просят крепко сомкнуть губы, а затем выдувать в них воздух с закрытым ртом, причем делать это необходимо поочередно дуя то в нижнюю, то в верхнюю губу.

«Удержи бумажку»

Для выполнения этого задания понадобится небольшая полоска из бумаги. Педагог просит ребенка сжать бумажную полоску между губ и удерживать ее в течение 3-4 минут. Данное упражнение тренирует губы для правильного артикуляционного произношения.

«Набери в рот воды»

Логопед предлагает малышу набрать воды в рот, удерживая ее там в течение 2-3 минут.

Грибок

Для того, чтобы выполнить упражнение «Грибок», ребенку необходимо широко открыть рот и расположить язык на верхнем нёбе. Получается, что язычок — это шляпка грибка, а уздечка — это его ножка. Удерживать ротовую полость в таком положении следует 2-3 минуты.

Лопатка

Упражнение «Лопатка» выполняется следующим образом: ребенок должен расслабить язык, высунуть его на половину и расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении 20 секунд.

Профилактика дислалии у детей

Дислалию, как и любой другой недуг, можно предупредить. Для этого родители должны приложить множество усилий. В качестве профилактических мер по борьбе с дислалией необходимо выполнять следующее:

    постоянно читать ребенку книги;
    изучать различные скороговорки, пословицы, стихотворения;
    следить за собственной речью, разговаривать грамотно и четко в присутствие ребенка;
    посещать с малышом различные кружки, секции;
    ходить по музеям, театрам, выставкам для расширения кругозора и правильного формирования представления об окружающем мире;
    при первых признаках дислалии незамедлительно обратиться за помощью к специалисту, во избежание запущения недуга.

В настоящее время у большинства дошкольников и младших школьников присутствует дислалия в той или иной степени. Самое главное — это не быть равнодушными к речевым проблемам собственного ребенка. При появлении нарушения речи необходимо как можно скорее обратиться к логопеду, психологу, неврологу. Только опытные специалисты смогут поставить точный диагноз и начать своевременное лечение. Здоровье малыша в ваших руках.

Источник: mixfacts.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.