Как развить речь ребёнка в раннем возрасте

Как развить речь ребёнка в раннем возрасте

Как развивать речь ребенка

Для развития речи ребенка требуется полноценное общение с другими людьми, особенно с членами семьи. Ведущей деятельностью раннего возраста, при которой наиболее продуктивно идет развитие ребенка, является непосредственное общение с близкими.

Общение с ребенком не должно быть «поверхностным», «мимолетным», «на ходу». Взрослым необходимо научиться играть с ребенком, быть эмоциональным, непосредственным, доброжелательными в общении с малышом.

Речь взрослого должна быть четкой, внятной и понятной ребенку. Без сложных грамматических конструкций. Кроме того, исключается быстрый темп проговаривания – ребенок должен иметь возможность в речевом потоке различать отдельные слова и звуки. При общении с малышом рекомендуется немного наклониться, тогда он видит, как взрослый говорит, как двигается его рот, как изменяется мимика лица. Это помогает ему осваивать норму произношения.

Игрушки для развития речи ребенка

Для полноценного развития ребенок должен иметь некоторое количество игрушек, соответствующих его возрасту. Но их не должно быть слишком много. Пресыщенный игрушками малыш теряет интерес ко всему новому. А именно этот интерес лежит в основе развития любознательности и познавательной активности.

Следует учитывать что внимание ребенка раннего возраста крайне неустойчиво. Поэтому желательно чтобы во время игры в поле зрения малыша находилось не более 3-4 игрушек. Изобилие «зрительных объектов» не ведет к формированию произвольного внимания, столь необходимого для развития речи.

Для раннего возраста наиболее полезны игрушки с помощью которых можно совершать простейшие манипуляции: куклу – качать; машинку – катать; пирамидку – складывать; кубики – ставить друг на друга. Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет не только на речевое развитие детей, но и на развитие мышления в целом.

В этом возрасте ребенок должен иметь дело с трехмерными игрушками, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть, разобрать на составляющие части (пусть и сломать). А вот компьютерные игры (так называемые «развивающие») крайне не полезны для малышей. Они препятствуют формированию творческого воображения, зрительного восприятия и не способствуют развитию речи.

Речь может формироваться только при непосредственном общении с другими людьми. Следует отметить что по возможности должны отсутствовать «заменители» живой речи (например, рассказчик сказок). Речь таких игрушек чаще всего невнятна, не интонирована, и кроме того у говорящего персонажа полностью отсутствует мимика.

Электронные музыкальные игрушки, работающие по принципу «играй, пока не выключат», тоже мало полезны для малышей. Однообразная музыка исходящая от них как правило только быстро утомляет ребенка, но не развивает его (подвесные музыкальные карусели «мобиль»). Зато в арсенале обязательно должны быть игрушки издающие звуки при непосредственном воздействии малыша, и замолкающие, при отсутствии воздействия: погремушки, пищалки, молоточки, бубны и другие. Манипулируя ими малыш учится определять источник звука, распознавать направление звука, сравнивать различные звучания между собой.

Развитие словарного запаса у ребенка

Важно чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина . Недопустимо наличие «фоновых» звучаний, исходящих от работающих бытовых приборов, таких как компьютер, телевизор, радио, которые «зомбируют» малыша, мешая развитию его слухового внимания. Ребенок должен учиться слышать, различать и дифференцировать звуки окружающего мира.

– Послушай как лает собачка – Ав Ав. Повтори со мной.

-–Упала ложка – Бум, Бум

– Мяу – кто это? – Это киса — Мяу Мяу

– Едет трактор – Тр Тр Тр

Следует особо отметить что просмотр телепередач и мультфильмов отрицательно сказывается на речевом развитии малыша, замедляя темп его формирования. Дело в том, что экранная речь ускоренная, недостаточно интонирована, она не обращена к ребенку и не требует от него словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует непроизвольное внимание и тормозит развитие произвольного, лежащего в основе любого обучения.

Так же отрицательно влияет на развитие словарного запаса непрерывно звучащая музыка, особенно песенная (эстрада). Малыш воспринимает слова слитно и у него нет возможности в общем словесном потоке различить отдельные речевые единицы. В этом случае звучание речи воспринимается искаженно. Это правило не распространяется на тихую мелодичную музыку без слов (классика для малышей), а так же колыбельные перед сном. Колыбельная или музыка даются слушать ребенку дозировано, лучше, когда колыбельная звучит в живом исполнении, знакомым голосом.

Для развития ребенка полезны игры на развитие подражательной функции, что способствует формированию более тесного сотрудничества «ребенок-взрослый». Например поиграйте с малышом перед зеркалом: «Покажи, как ты смеешься, как сердишься, как улыбаешься…» (взрослый выполняет действия вместе с малышом). Такие «совместные» забавы не только формируют положительный эмоциональный фон к совместной деятельности, но и развивают работу органов артикуляции.

Следует помнить, что речь несет в себе прежде всего коммуникативную функцию, поэтому важная задача взрослого – воспитать у ребенка стремление к общению. Фразы «Не понимаю тебя!», «Скажи красиво», у малыша, испытывающего трудности в речевом развитии, вызывают негативные реакции. Ребенок может замкнуться. Поддерживайте любые попытки малыша вступить с вами в контакт.

 

Источник: allsisters.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.