Продавец-консультант – особенности работы, обязанности, советы по развитию профессиональных качеств

Должность продавца-консультанта – первая ступень в карьере многих специалистов. Но не каждый способен развить свои навыки до такой степени, чтобы стать гуру продаж. В сегодняшнем материале мы расскажем о том, какими качествами должен обладать профессионал по продажам и как достичь успеха в этой сфере.

Должностные функции

Специалист относится к категории технических исполнителей. Обычно подчиняется менеджеру отдела или напрямую директору магазина. На работе за ним закреплен ряд задач.

    Контроль необходимого количества товара в торговом зале. Пополнение при недостатке.
    Поддержка клиентов в подборе продукции, рекомендации по ассортименту, техническим и потребительским характеристикам, тонкостям.
    Участие в стимулирующих компаниях по повышению продаж, рекламных акциях.
    Размещение продукции на видных местах. Проведение корректировки выставленного ассортимента.
    Помощь в приемке товара: проверке документов, наличия, соответствия накладным.
    Осуществление предварительной подготовки продукции к реализации: распаковка, расфасовка, сбор, комплектование. Контроль соответствия заявленным качествам.
    Проверка наличия ценников, бирок, соответствия информации на них представленному ассортименту. Наклеивание ярлыков на новый товар, смена бирок после обновления ценовой политики, вследствие выявления несоответствий.
    Участие в инвентаризации.
    Отслеживание времени реализации. По приближении окончания сроков годности осуществляет выемку товара с прилавка, доведение информации до управляющего персонала.
    Разрешение конфликтных, щекотливых ситуаций с клиентами в отсутствии администрации и вышестоящего руководства. Информирует управление о внештатных ситуациях.
    Участие в занятиях и тренингах по повышению квалификации, обучающих мероприятиях по мерчендайзингу, маркетингу, психологии покупателей .
    Демонстрирует по просьбе руководства профессиональные знания по работе на кассе и иных навыков, необходимых в работе, влияющих на выручку торговой точки.

коммуникабельность — одна из главных черт характера успешного продавца-консультанта

Ответственность

Специалист обременен материальными обязательствами, наступающими в случае нарушения сохранности товара в магазине. Кроме того, руководство в праве налагать на него взыскания за:

    халатное, несвоевременное выполнение обязанностей;
    несоблюдение пунктов официальных нормативных документов, регулирующих отношения между работником и работодателем;
    нарушение приказов, распоряжений по охранению коммерческой тайны;
    порчу товара в зале;
    нарушение дисциплины труда;
    несоблюдение техники противопожарной безопасности.

Личные качества

Успехов в профессии невозможно достигнуть без тренировки определенных личностных навыков. Продуктивная работа с людьми подразумевает широкий набор качеств, которые помогают шагать по карьерной лестнице вверх.

    Грамотное и четкое изложение своих мыслей. Если продавец путается в повествовании, не умеет внятно рассказать про товар и заинтересовать клиента, продажи будут неудовлетворительными.
    Вежливость. Недопустимо проявление грубости в любых, самых сложных ситуациях. Специалист помнит, что клиент всегда прав, старается сгладить конфликт.
    Целеустремленность. У хорошего эдвайзера всегда есть мечта, к которой он стремится. Если нет мотивации в виде желания развития на карьерном поприще, работа будет течь вяло, не принесет удовлетворения работнику и плохо скажется на продажах.
    Умение слушать. Хорошие продажники посещают тренинги по развитию этих качеств. Важно не только заинтересовать клиента информацией о продукции, но и внимательно выслушать соображения покупателя, опровергнув или подтвердив их с целью продать товар.
    Активность. Грамотный специалист не ждет, пока покупатель обратится к нему с вопросом. Он проявляет инициативу, но не навязывается. Умеет подойти к клиенту и проконсультировать его в нужный момент. Он энергичен с утра до вечера.
    Стрессоустойчивость. В процессе работы избежать конфликтных ситуаций невозможно. Профессионал знает, что они не должны отпечатываться на его настроении, уменьшать желание работать.
    Опрятность. Чистый, аккуратный внешний вид (стрижка, одежда) выдают хорошего спеца. С ним приятно общаться, он располагает к себе.
    Улыбчивость и чувство юмора. Позитивный, оптимистичный консультант заряжает хорошим настроением клиента, стимулирует его к покупкам. Главное, чтобы остроумие было к месту.
    Самомотивация. Активные продавцы заинтересованы в увеличении объема реализуемой продукции. Они приложат все усилия, чтобы этот показатель прогрессировал. Это напрямую влияет на их ценность как специалиста.
    Твердая самооценка. Профессионал трезво оценивает навыки и уверен в своих способностях. Он не ищет поддержки и похвалы, самореализация на карьерном поприще постоянно укрепляет веру в себя.
    Взаимовыручка. Консультант знает, что командный дух важен. Он прилагает все усилия для установления здоровой, дружеской обстановки в коллективе. Готов прийти на помощь коллегам.

Профессиональные черты

Кадровая подготовка позволяет менеджеру не просто отпускать товар и следить за его состоянием в торговом зале, но и увеличивать обороты торговли. Чтобы достигать установленных показателей и развивать профессиональные качества, продавец должен обладать набором навыков.

    Знание и умение применять в повседневной работе техники продаж, методики для увеличения среднего чека.
    Полная компетенция в области качественных характеристик предлагаемой продукции, ее особенностей.
    Умение убеждать, вести диалог на языке преимуществ, которые получает клиент, приобретая товар.
    Интерес к совершенствованию, обучению, прохождению тренингов. Ценный специалист обязан стремиться к саморазвитию.
    Способности к грамотному планированию времени. Тайм менеджмент – залог эффективности работы.
    Умение быстро и качественно оказать клиенту помощь в подборе товара.
    Способность построить диалог с покупателем таким образом, чтобы он остался полностью удовлетворенным обслуживанием и покупкой.
    Знание правил торговли. Без подготовки в области нормативной базе конструктивный диалог с клиентом невозможен.

способность мягкого убеждения и неконфликтность — основа высоких результатов в продажах

Как составить резюме для получения должности?

Соискателю, претендующему на должность консультанта по продажам, необходимо выгодно описать профессиональные достижения, личные качества, которые заинтересуют работодателя. Правильно составленное резюме обратить на себя внимание, выгодно выделить кандидата среди других претендентов на должность. Если вы хотите строить карьеру в области продаж, планируете начать со ступени эдвайзера, укажите в разделе достижений:

    умение оказывать компетентные услуги по консультированию;
    способность заинтересовать собеседника;
    опыт в разрешении конфликтных ситуаций;
    грамотная, четко поставленная речь;
    знание нормативных актов, законов о торговле;
    навыки продаж сопутствующих товаров;
    умение довести сделку до конца, получив от клиента позитивный фидбэк;
    понимание основ мерчендайзинга, маркетинга.

Важно, чтобы вы действительно обладали вышеперечисленным опытом. Если такового нет, не стесняйтесь проявить заинтересованность в обучении, расскажите, что вы быстро впитываете знания и готовы работать с самоотдачей.

Карьерные перспективы

Любой человек, стремящийся к жизненному успеху, имеет хотя бы примерный план развития в профессиональной области. В сфере продаж можно добиться колоссального триумфа, начав с должности эдвайзера. Примерный вектор движения по карьерной лестнице выглядит так:

    консультант торгового зала;
    менеджер отдела;
    руководитель направления;
    директор по логистике/закупкам;
    коммерческий директор;
    генеральный директор/учредитель.

Что мешает развитию?

Многие молодые люди, приходя на должность эдвайзера, ошибочно считают, что главное – поставить перед собой цель получить повышение, плыть по течению, безошибочно выполняя свои обязанности. Они не видят новых возможностей и ускорения процесса развития, потому что:

    имеют размытые представления о перспективах работы на позиции;
    не готовы подстраиваться под постоянные изменения (организационные, законодательные);
    быстро забывают знания, полученные на тренингах и курсах;
    делают лишь то, что хорошо умеют, боясь взяться за сложные задачи;
    не умеют грамотно организовать время;
    не держат обратную связь с руководителем.

Как добиться успеха в профессии?

Не совершайте перечисленных в предыдущем пункте ошибок. Чтобы стать ценным специалистом в области продаж и, как следствие, добиться позиции топ-менеджера компании, необходимо постоянно развиваться.

Доведите до совершенства компетенции

Все задачи, которые стоят перед вами, необходимо выполнять качественно и доводить до логического конца. Не допускайте срыва сроков, будьте внимательны, не стесняйтесь простить помощи у коллег и руководителя. Прокачивайте слабые стороны.

Отслеживайте изменения в нормативной базе

Успешный продавец-консультант немного юрист. Законы в сфере продаж меняются стремительно. Советуем держать изменения на контроле, осуществлять мониторинг постановлений, кодексов. Подкованный в этой области специалист не упустит шанс вовремя блеснуть своими знаниями и обратить на себя внимание руководства. Он поможет некомпетентным коллегам, ускорив повышение до менеджера зала.

Выходите из зоны комфорта

Не топчитесь на месте, если освоили все функции на текущей позиции. Сами поставьте себе цель или попросите наставника усложнить задачу. Не бойтесь новых обязанностей, ответственности. Развивайте способность самостоятельного принятия решений. Старайтесь стать сильнее в психологическом плане.

Посещайте тренинги и семинары

Профессиональное развитие невозможно без постоянного совершенствования навыков и получения новых знаний. Используйте любую возможность, чтобы посещать полезные курсы, изучать свежие методологии продаж. Не обязательно акцентировать внимание на кадровых компетенциях. Полезны тренинги у коучей, лекции по ораторскому искусству, походы к психологу. Все, что стимулирует совершенствование личности и самооценки.

Не стесняйтесь обратиться к руководству

Не будьте человеком-невидимкой. Хороший специалист по продажам заметен, активен. Он обращается к администрации с предложениями, корректировками, вопросами. Не ходите к руководству по пустякам, перед посещением заранее проговаривайте тему визита. При необходимости запишите доводы и факты на бумаге. Диалог стройте вежливо, но не стесняйтесь доказывать свою правоту уверенно, снабжая речь неопровержимыми фактами. Амбициозные люди с активной позицией быстро движутся по карьерной лестнице.

В профессии менеджера по продажам важен баланс личных и профессиональных качеств. В нашей статье мы подробно рассказали, какие навыки необходимо совершенствовать, чтобы добиться успехов в области продаж и выйти на новый уровень, достигнуть повышения до руководящей позиции. Удачи вам!

Источник: mixfacts.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.