Трудовая мотивация и стимулирование персонала

Руководитель бизнеса делегирует значительную часть своих полномочий подчиненным и рассчитывает на высокую производительность труда. Но не всегда сотрудники работают на максимум, так как им недостает мотивации. Информационная статья будет интересна директору по персоналу и любому, кто имеет в распоряжении штат подопечных и должен эффективно координировать их работу. Наша статья не призывает к действиям и не гарантирует результатов, а лишь освещает общепринятые способы поощрения персонала для повышения эффективности труда, улучшения качества товаров и услуг, роста прибыли компании.

Что такое мотивация персонала?

Цели и задачи стимулирования кадров

Благодаря правильной мотивации и стимулированию, работа персонала выходит на новый уровень. Растет производительность труда, бизнес гармонично прогрессирует. Для внесения корректив в управление подчиненными существуют специальные техники. Под мотивацией и стимулированием персонала следует понимать комплекс мер для создания комфортных условий реализации основной миссии фирмы посредством рычагов управления.

То, насколько хорошо будет работать подчиненный, всецело зависит от правильности использования мотивационных стимулов. В первую очередь, сюда относятся денежные бонусы. А также могут иметь место различные нематериальные способы поощрения. Если руководитель грамотно воздействует на персонал, то вскоре повышается качество товаров и услуг, производимых фирмой.

Пример позитивного стимулирования — это гарантия бонусов подчиненным в обмен на их более продуктивную работу. Пример негативной мотивации — это обещание увольнения, начисления пени и штрафов в случае недостаточно производительного труда. Проще говоря, главная цель стимулирования и мотивации сотрудников — это создание условий для того, чтобы люди искренне захотели трудиться более качественно и выполняли свою работу быстрее ради получения дополнительной выгоды.

Особенности мотивации сотрудников

Ведение мотивационной политики — это пример стратегического влияния на персонал. Взамен на более эффективный труд, подчиненный получает возможность вырасти по карьерной лестнице, пройти обучение бесплатно и повысить свой профессионализм за счет новой информации. Приобретенные кадрами ресурсы, то есть опыт и знания, в долгосрочной перспективе тоже продолжают приносить позитивные плоды в виде быстрого роста всех ключевых показателей организации.

Руководство использует стимулирование для своей выгоды, но также эти меры покрывают много потребностей подчиненных. При разработке мотивационной политики следует опираться на специфику фирмы. Нужно выбрать такие рычаги, которые наилучшим образом подействуют на персонал. Необходимо четко и ясно дать людям понять, какие их достижения будут вознаграждены денежным или выгодным для них нематериальным способом.

Следует глубже изучить мышление и цели сотрудников компании. Каждый подчиненный пришел на работу для достижения определенных результатов, таких как завоевание авторитета в своей среде и наладка отношений с коллективом, карьерный рост и расширение своих возможностей как специалиста. Стоит подбирать такие методы стимулирования и мотивации, которые с большей долей вероятности повлекут максимальные изменения в работе каждого сотрудника, что приведет к успешному развитию бизнеса.

грамотная мотивация сотрудников выводит бизнес на новый более качественный уровень

Способы стимулирования персонала

Можно выделить материальные и нематериальные стимулы.

Материальная мотивация

Под материальным трудовым стимулированием персонала подразумевается выплата дополнительной суммы к зарплате. Бонус выдается наличными или перечисляется на карту в конце года, квартала, недели или месяца. Такие выплаты определенно мотивируют сотрудников работать более ответственно и эффективно. Те, кто по причине малой производительности труда не получил премию, будут стараться тоже достичь этого, чтобы быть не хуже других и повысить свои доходы.

Например, чтобы снизить кадровую текучесть, существует выплата за выслугу лет. То есть сотрудники, которые длительно занимают одну должность, ценятся выше и получают более достойную зарплату. Они довольны этим и сознательно остаются работать на своем месте дабы не потерять вознаграждение.

Вышестоящие сотрудники могут стимулировать и мотивировать подчиненных на более продуктивную работу при помощи разных проверенных техник. Методика подбирается сообразно специфике предприятия, но существуют некие общие принципы, разберем их ниже.

Наиболее действенные денежные меры поощрения персонала:

    продление оплачиваемого отпуска;
    начисление бонусных баллов за личные достижения работника во благо общего дела;
    страхование в сфере туризма и имущества;
    введение выгодных по цене талонов на питание в обеденный перерыв;
    выплаты премий за добросовестный труд, своевременное прибытие на рабочее место, отсутствие пропусков рабочего дня без уважительной причины;
    сдельная работа, а не фиксированная оплата труда — сотрудник работает на пределе своих возможностей, если его зарплата зависит от продаж или объема выполненной работы;
    кредиты по сниженным процентным ставкам (льготный кредит для сотрудника);
    возможность приобретения акций компании по выгодной цене;
    смешанная система оплаты — работник получает фиксированную зарплату, и вместе с этим имеет возможность ее повысить путем получения премии за счет выполнения и перевыполнения плана.

Нематериальная мотивация

Не стоит игнорировать нематериальные способы поощрения сотрудников. Конечно, каждого стимулируют деньги, но также человек ценит теплое отношение к себе и может стать более эффективным на работе, если руководство постоянно будет подмечать его достоинства, делать акцент на росте. Проще говоря, необходимо проводить социальную политику и вовремя хвалить персонал. Таким образом, работник осознает собственную значимость в коллективе, самоутверждается и у него появляется желание работать еще более продуктивно.

Сотрудников можно отмечать по-разному. Для этого существуют доски почета, личная устная благодарность и торжественное упоминание достижений персонала в публичном докладе о работе предприятия.

Приведем еще пару удачных примеров вознаграждения сотрудников, которые не влекут за собой расходы со стороны фирмы. За некие заслуги можно вручить работнику вымпел или диплом, где будет значиться, что он лучший сотрудник в этом году или в своей нише. Кроме того, благодарность можно записать в трудовую книжку. Помните, что комплименты работают безотказно, поэтому попробуйте отметить высокий статус и профессионализм вашего сотрудника, попросив его прочитать лекцию или посоветовавшись с ним при решении сложного вопроса.

мотивация повышает эффективность труда, а значит увеличивает доходы

Как организовать мотивацию персонала?

Мотивация и стимулирование персонала проводится по следующим принципам:

    дифференцированный подход — принцип дифференцированности по-другому можно охарактеризовать как разборчивость в людях, это значит, что нужно особым способом стимулировать разные группы рабочих;
    комплексная работа — действовать нужно сообразно материальным и моральным идеалам, то есть корпоративные и индивидуальные стимулы будут взаимосвязаны с традициями конкретной организации;
    оперативная работа и анализ — способность руководства к постоянному мониторингу системы поощрения сотрудников (следует быстро подстраиваться под различные изменения и, при необходимости, менять величину денежных бонусов);
    сочетание материального вознаграждения и морального поощрения — здесь подразумевается то, что недостаточно сделать прибавку к зарплате хорошему сотруднику, необходимо публично вынести ему устную и/или письменную благодарность;
    доступная и демократичная форма раздачи бонусов — это значит, что на премию может претендовать сотрудник любого уровня;
    немедленное вознаграждение — осуществление дополнительных денежных выплат или подача различных нематериальных стимулов как можно быстрее после достижения работником определенных результатов (быстрое получение выгоды — это мощная движущая сила для человека);
    прогрессивное вознаграждение — объем вознаграждения планомерно растет (например, была выплачена премия, равная окладу, а в последующих месяцах ни в коем случае не понижается размер бонуса, а только разумно, но ощутимо повышается);
    осуществление неожиданных поощрений (иногда это полезно, так как непредсказуемые бонусы приятно шокируют и нередко такой подход срабатывает лучше фиксированной доплаты, которую работник получает месяц за месяцем);
    щедрость — руководство должно определить ощутимый диапазон выплат (например, заработная плата составляет 30 тыс. руб., в таком случае бонус за месяц может составлять от 10 до 20% от заработанной суммы, а более низкие вознаграждения работник вряд ли оценит).

Управление системой поощрения персонала

Разберем, зачем заботиться об эффективности стимулирования рабочих. Правильная мотивация сотрудников обещает фирме рост по многим параметрам:

    конкурентоспособность;
    производительность труда кадров;
    стабильность предприятия в экономическом плане;
    рентабельность производимой продукции;
    успешная работа персонала за счет качественной работы каждого работника;
    результативное стратегическое планирование деятельности компании;
    позитивный настрой и личная заинтересованность подчиненного в лучших результатах общего труда;
    дружный коллектив.

Для высокопроизводительной работы руководство должно разработать такую мотивационную систему, которая будет длительно действовать и не нуждаться в частой корректировке. Чтобы добиться этого, необходимо отталкиваться от направления деятельности фирмы. В результате каждый подчиненный сможет креативно работать и самореализоваться. Такой труд предельно полезен, высоко оценивается руководством и способствует уважению среди коллег. Управление мотивационной системой лежит на плечах руководящего состава или поручается кадровой службе. В этом деле важно сохранять гибкость для того, чтобы методики стимулирования всегда покрывали потребности персонала и соответствовали изменчивым внешним условиям.

Все аспекты мотивации сотрудников должны соответствовать определенным требованиям. Чтобы выяснить, все ли в порядке в этом вопросе, нужно периодически проводить проверки по следующими направлениям:

    культурные рамки;
    нормативно-правовые акты;
    технологии;
    социальные рамки;
    состояние рынка труда.

Если каждый работник будет снабжен существенными бонусами, то вполне можно надеяться на максимально качественное исполнение им своих обязанностей. В идеале отдельные элементы системы мотивации работают как единый механизм.

С какой целью проводится контроль стимулирующих и мотивационных факторов:

    корректировка задач в соответствии с переменами потребностей персонала;
    тщательная аналитика (иногда стимулирование по каким-либо причинам становится неэффективным, требуется анализ);
    помощь сотрудникам в самореализации путем предложения материальных и нематериальных ресурсов.

Грамотно замотивированный персонал работает как одна команда ради достижения общего результата. Коллективный климат благоприятен и располагает к добросовестному труду.

Источник: mixfacts.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.